Система ВМКО

Целью внутришкольного мониторинга качества образования (ВМКО) является: совершенствование уровня деятельности школы; повышение мастерства учителей; улучшение качества образования в школе.

Задачи ВМКО:

- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования; выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;

- анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе;

- оказание методической помощи педагогическим работникам.

 

Функции ВМКО контроля:

·        информационно-аналитическая;

·        контрольно-диагностическая;

·        корректирующая.

 

Основные объекты ВМКО

 

1. Выполнение всеобуча

Цель: Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на сохранение здоровья учащихся как приоритетного направления государственной политики в соответствии с Законом РФ «Об Образовании».

 

2 Контроль за состоянием преподавания учебных предметов

Цель: Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на создание условий для осуществления непрерывности и преемственности учебно-воспитательного процесса

 

3 Контроль за состоянием ЗУН

Цель: Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися.

 

4. Качество ведения школьной документации

Цель: Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на соблюдение единых норм, требований при оформлении школьной документации.

 

5. Работа с кадрами

Цель: организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на оказание помощи в организации и осуществлении деятельности сотрудников, обеспечение обстановки заинтересованности, доверия, совместного творчества.

 

6.Работа Научно-методического совета

Цель: Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на оказание помощи в организации и осуществлении совместной деятельности сотрудников, взаимоконтроля и взаимопомощи.

 

7. Учебно-материальная база школы.

Цель: Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями: удовлетворительным санитарно-гигиеническим состоянием, обеспеченностью учебно-техническим оборудованием, соблюдением закона об охране труда.

 

СТРУКТУРА ВМКО

Цель, метод, вид и форма контроля взаимосвязаны между собой. Существует несколько видов контроля.

·        Ориентировочный контроль заключается в уточнении уровня деятельности учителей

·        Предупредительный контроль – это проверка возможности педагога (учитель заранее осведомлен о целях контроля, что повышает его ответственность).

·        Предварительный контроль, который осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченных планов. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется календарно-тематическое планирование, оборудование кабинетов, документация. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе учителей при переходе к изучению особо сложных для усвоения тем.

·        Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке, с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние. Этот вид контроля очень важен в период аттестации педагогов.

·        Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.

·        Тематический контроль – это изучение системы работы учителя по определенному вопросу (осуществление обратной связи на уроке; предупреждение аритмии, обучение школьников постановке вопросов к изучаемой информации, к ответу товарищей). Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

·        Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса вразных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития

познавательных интересов школьников и др.

·        Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверкудеятельности учителя, всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов.

·        Оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающееповедение школьников, низкий уровень качества ЗУН и т.д.).

·        Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. Входе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяетустановить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь, например, припереходе учащихся из начальной школы в основную и из основной – в старшую.

·        Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разнымиучителями. Эту форму контроля наиболее целесообразно использовать в случаях, когда наблюдаются отклонения от запланированныхрезультатов в успеваемости по определенному предмету.

·        Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена: например в конце года. Объектом заключительного контроляявляются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей,собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколькореалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки.